Земля, где Господь на руках носит

Самолёт авиакомпании EL AL ISRAEL AIRLINES доставил нас, прихожанок Серафимовского храма в Снегирях, в аэропорт Бен Гурион Тель-Авива в начале октября 2014 года.

Уже в самолёте мы сменили теплую одежду на летнюю. Теперь с нетерпением и настороженностью ожидали прохождения паспортного контроля.

Еще в московском аэропорту нам довелось испытать на себе бескомпромиссность и бдительность сотрудников службы безопасности авиакомпании EL AL, выдержав «допрос с пристрастием» о цели нашего путешествия, о багаже и предполётных контактах. На наше удивление, в аэропорту Тель-Авива контроль мы прошли быстро, ответив всего на один - два вопроса.

И вот уже такси, которое буквально скользит по прекрасной дороге, мчит нас к цели нашего путешествия. В разговорах с водителем, бывшим нашим соотечественником, и обзором, пролетающей за окном машины местности, пятьдесят минут пролетели незаметно.

Спасо-Вознесенский русский женский монастырь находится на Святой Горе Елеон (Масличная Гора) на восток от Иерусалима. Местность, где он расположен, плотно заселена арабами.

Стоило нам выйти из машины, как арабский колорит захлестнул нас со всех сторон. Шум, гам, непонятная арабская речь, снующие туда–сюда юркие дети, группы мужчин, сидящих и беседующих перед своими домами, запах свежеиспеченных арабских лепёшек.

Не могу не упомянуть ещё об одной особенности, с которой сталкивался каждый, кто побывал хоть однажды в мусульманской стране – это молитвенный речитатив муллы. Но здесь в Израиле, где палестинские территории, как заплатки на ветхой одежде, расположены небольшими площадями по всей стране, этот речитатив имеет свои особенности. В определённые часы дня и ночи протяжная, как бы на одном выдохе, молитва, усиленная множеством репродукторов, передаётся на все четыре стороны света от одной мечети и подхватывается другими мечетями, и так льётся по всей стране на многие километры.

Подхватив свои чемоданы, не озираясь по сторонам, мы ринулись к заветным зеленым воротам монастыря, на которых металлической ажурной вязью было выковано «РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ». На наш звонок дверь открыл привратник арабского происхождения и на ломаном русском произнёс: «Здравствуйте!»

Внутри монастыря мы сразу почувствовали себя защищёнными от этого внешнего арабского мира, хотя частично стены арабских жилых домов являются забором обители. За воротами была беспокойная шумная жизнь, а здесь – тишина и покой, много солнца и воздуха с особым ароматом, слышно пение птиц. Сердце прыгало от невыразимой радости, а в голове проносилось: «Наконец-то я здесь!»

Длинная дорога среди оливковых деревьев и другой растительности, прямая как вектор, уходила от монастырских ворот к храму византийского типа. И каждый ступивший на неё уже не может свернуть ни вправо, ни влево, а идёт только вперёд – к ХРАМУ!

Оставив вещи в своей 3-местной келье, мы кинулись в храм, из открытых дверей которого доносилось молитвенное пение, было время вечернего богослужения.

Внутри храма нас окутала особая таинственная атмосфера полумрака-полусвета, созданная мерцающим пламенем свечей в высоких подсвечниках и тихо льющимся светом лампад у икон, другого освещения в храме не было. Поддерживали эту таинственность фигуры монахинь в черных головных уборах и черных мантиях с драпированными шлейфами, которые с лёгким шуршанием следовали за ними при их бесшумном движении. Поражала особая тишина в храме, в этой тишине пение клироса и голос батюшки были особенно выразительны, но они не нарушали этой тишины, а только концентрировали наше внимание. В свете лампад с двух больших икон правого предела на нас смотрела Божия Матерь, строго и внимательно – с одной (Елеонская скоропослушница), лик другой был задумчивый и милостивый, кроткий и приветливый взгляд, излучал доброту сердца (Взыскание погибших). Сразу потянуло исповедоваться….

И был вечер, и было утро: день второй. Разбудил нас стук колотушки в 04:50 по монастырскому времени, точно за 40 минут до начала богослужения. Кстати, часы в монастыре и в других обителях Русской Духовной Миссии никогда не переводят! В этом есть какая-то CONSTANTa, не подверженность чему-то временному, непостоянному. Это вызывало большое уважение, но с практической точки зрения мы постоянно испытывали неудобства, так как за воротами монастыря и в Иерусалиме было другое время.

После службы нас благословили на послушание в трапезной, на этот день мы назначались трапезарками, так называют тех, кто помогает в трапезной. Весь день мы усердно исполняли это послушание, но хотелось какого-то другого благого дела. И вот она, сердечная радость, в конце дня нам объявили, что с завтрашнего дня мы переходим под начало брата Анатолия, и будем красить лестницу в шатровой части крыши и ограждения на знаменитой колокольне обители.

С этого момента наша жизнь в монастыре потекла по некоему постоянному графику. Шесть дней недели проходили в богослужениях и послушании на колокольне с 20-минутными перерывами на завтрак и обед и вечерняя трапеза (только для паломников), а седьмой – в поездках по святым местам Израиля. На этот период IV-я Заповедь Божия для нас гласила: «Шесть дней посвяти Богу и работай во Славу Божию, а седьмой день отдай поклонению Святым местам». Атмосферу этих дней передают наши фотографии.

Здесь я хочу прервать мой рассказ о настоящем времени и совершить небольшой исторический экскурс.

Елеонская Гора имеет три вершины, средняя из них связана с преданием о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и его славном Вознесении. Все четыре Евангелиста повествуют нам о главных событиях земной жизни Спасителя и все они связаны с Елеонской Горой. Это вход Господень в Иерусалим (Мф.21; Лк.19), предсказание о последних днях Иерусалима (Лк.19), о Страшном Суде (Мф.24), прощальные наставления ученикам, предсказание об отречении Апостола Петра, ночь Тайной Вечери (Мф.26; Мк.14), обещание встречи с учениками в Галилеи после своего Воскресения, и наконец, Вознесение, о котором говорится в книге Деяний Апостольских (Деян. 1-12).

С первых веков христианства Елеон начал заселяться отшельниками, жившими в пещерах.

От зданий I-III веков обнаружены лишь развалины, по которым археологи пытаются восстановить прошлое Елеонской горы.

Точное же свидетельство относится ко времени Равноапостольной Царицы Елены (330г.), которая воздвигла базилику «Eleona», над пещерой, где Спаситель беседовал с учениками (сейчас это монастырь Кармелиток).

В 385 г. описано другое здание над самим местом Вознесения в виде круглого храма-часовни, впоследствии переделанного в мечеть. Здесь в течение многих веков храниться камень с отпечатком стопы Спасителя.

Гора Елеонская была одним из первых очагов монашества в Палестине (IV-V вв.).

Четьи-Минея от 24 февраля повествует об одной из святынь, обнаруженной на Елеоне – это двукратное Обретение честной Главы Св. Иоанна Предтечи во II-м веке подвижником Иннокентием и в IV-м веке двумя монахами шедшими в Константинополь.

V и VI века - это эпоха рассвета монашества на Святой Земле. Об этом свидетельствует множество найденных надгробных плит погребенных здесь монашествующих. В то время здесь было 24 церкви. Все эти церковно-исторические памятники неоднократно подвергались разрушению, но впоследствии снова восстанавливались. Просуществовали они до 614 г. и затем были разрушены персами. Из истории известно, что после разрушения Иерусалима на Елеоне было найдено 1207 убиенных.

До Х века базилика «Eleona» считается главной святыней, но в начале ХI века (1009 г.) Халиф аль-Хаким безжалостно разрушает всё, в том числе церковь Воскресения (храм Гроба Господня) в Иерусалиме.

В ХII веке с приходом крестоносцев начинается восстановление разрушенных храмов.

В 1187 г. Иерусалим захватывает Салах ад-Дин. Елеонская гора подарена мусульманским шейхам, которые разрушают монастыри. Оставшиеся церкви приходят в упадок и религиозная жизнь на Елеоне замирает.

К моменту начала деятельности Русской Духовной Миссии в 60-х годах ХIХ-го века, на Елеоне царило полное безлюдье. В 1870 г. Начальником Миссии, архимандритом Антонином (Капустиным), было приобретено на Елеонской горе несколько земельных участков. Это позволило построить храм в честь Вознесения Господня, четырехъярусную 64-метровую колокольню, вошедшую в историю Иерусалима под названием «Русская свеча», которая и поныне господствует над всеми его окрестностями. Винтовая лестница колокольни насчитывает около 300 ступеней. Дополнительно было возведено до 50-ти разных построек для паломников, потянувшихся в святую Землю со всех концов Земли Русской.

Примечательна история большого колокола колокольни. Архимандрит Антонин считался большим любителем и знатоком «толстого» колокольного звона, и вскоре по окончании елеонского строительства в порт Яффа пароходом из Одессы был доставлен большой русский колокол, отлитый в Москве и пожертвованный Елеону купцом Андреем Васильевичем Рязанцевым. После чего предстояло самое сложное - доставка его в Иерусалим, поднятие на Елеонскую гору и водружение на 64-метровую колокольню. За семь дней паломники из России, общим числом 105 человек, из них две трети женщин, доставили колокол в Иерусалим к вечеру 5 февраля 1886 года.. Затем великана, весившего без малого триста пудов, волоком и почти по бездорожью перенесли на вершину Елеона. И сотни, если не тысячи зевак, собирались тогда, чтобы поглазеть на чудо, совершаемое «этими чудаками русскими». На самом деле, чудо это совершалось воистину верующими и безгранично любящими Бога людьми. (см. Святой Елеон, 1986, 35).

В 1906 году Святейший Синод утверждает Елеонскую женскую Общину.

В 1907 г. закончилось строительство часовни в честь Св. Иоанна Предтечи в память Обретения его Главы.

С началом войны 1914 года начались для Обители тяжёлые дни.

Назначение в 1924 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей наблюдателем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архиепископа Анастасия (Грибановского) и его десятилетние пребывание на Святой Земле подняло иноческую жизнь Елеонской Обители из крайне бедственного положения на большую высоту.

В начале 50-х годов, как только наступило затишье после нескольких войн, началось паломничество русской эмиграции из разных стран. Это была большая помощь Святой Обители в её нуждах.

С 90-х годов на Святую Землю потянулись паломники из России. Поступили русские сестры.

Сейчас состав монастыря многонациональный. В настоящее время здесь, под началом матушки игуменьи Моисеи, молятся и трудятся более сорока сестер из России, Украины, Белоруссии, Румынии, Франции, Германии, местные палестинки. Службы правятся на церковно-славянском языке.

Теперь вернёмся в наше время.

Послушание на колокольне продлилось 20 дней. Нам сказали, что ограждения последний раз красили лет 50 назад и надеются, что после нас ещё лет 50 не будут красить. Зная легендарную историю колокольни и испытывая благоговейные чувства к ней, мы трудились с большим усердием, стараясь изо всех сил. При этом к высшей степени почитания этого места примешивался страх, что наше невольное вмешательство может нарушить устройство этого святого места. Ведь «Русская свеча» - сердце монастыря, его голос, она видна как днём, так и ночью практически с любой точки Иерусалима и его окрестностей. Уже с третьего её уровня, для глаз человека открывается обширный горизонт до Мёртвого моря и соседней Иордании.

Подобные чувства испытывали не только мы, паломницы впервые увидевшие «Русскую свечу», но и все монахини монастыря. Зная, какое послушание мы несём, они пытались любым способом выразить нам свою благосклонность. Кто-то чувственно выражал слова благодарности, кто-то приносил для нас тёплую одежду, так как на колокольне практически всегда дул пронизывающий до костей ветер, кто-то угощал вареньем и конфетами, а по выходным нам устраивали экскурсии по Святым Местам Господа нашего Иисуса Христа.

Традиционно, после 26 октября – дня празднования Иверской иконы Божией Матери в монастыре начинают сбор маслин. На это время отменяются все другие послушания, и у монахинь, и у паломниц. После молебна в 05:30 утра все отправляются на сбор урожая. В период сбора все богослужения в храме идут своим чередом, но на них присутствует только батюшка, правящий службу и 2-3 монахини-помощницы, других молящихся в храме нет, кроме желающих исповедоваться и причаститься.

С деревьев срывают все до последней маслины. Битва идёт за каждый плод! Сбор начинается в 05:30 утра и продолжается до тех пор, пока не стемнеет. В течение дня - два 20-минутных перерыва на трапезу (завтрак, обед) и 30-минутный отдых после обеда. Ужины отменяются, вечером выдается сухой паёк.

Сбор маслин - это особенный период для монастыря. Всё отработано годами и выверено до мелочей, работа идет чётко и слаженно. Монахини во время сбора не устают подчёркивать значимость выполняемой работы, постоянно напоминая сборщицам: «Старайтесь! Каждая маслина будет зачтена вам на мытарствах!»

В урожайные годы на сбор уходит примерно 1 неделя. Этот год был неурожайным, управились в три дня.

Двадцать четыре дня паломничества пролетели очень быстро. Трудно было расставаться со Святым Елеоном. Мы побывали в другом мире, каждая из нас обрела для себя и раскрыла в себе что-то новое, ранее ей незнакомое, но оно останется с нами навсегда!

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, ПРОШУ ВАШИХ МОЛИТВ ЗА БОЛЯЩУЮ ИГУМЕНЬЮ МОИСЕЮ С СЕСТРАМИ!

СПАСИ БОГ!