Чудесный Арзамас
Как и все в жизни, святые места открываются нам по воле Божьей. И вряд ли бы мы попали в чудесный город Арзамас в Нижегородской области, если бы нашли свободные места для ночлега в Дивеево, куда изначально и собирались.
Поскольку обычно путешествуем мы на машине, расстояние между Арзамасом и Дивеево примерно в 60 км не испугало (к слову, до Арзамаса из Москвы можно доехать и на поезде). Решили, что жить будем в Арзамасе, посмотрим город и уже из него будем выезжать в Дивеево и близлежащие места.
Остановились мы в гостинице в самом центре небольшого города (население Арзамаса сейчас составляет чуть более 100 000 человек). Буквально в нескольких минутах ходьбы располагается городская Соборная площадь и стоящие на ней Николаевский Арзамасский женский монастырь, Воскресенский собор и другие храмы.
Вид с Соборной площади
Обилие церквей, какое мы увидели в Арзамасе, поразило. Некоторые из них стоят не восстановленные, но маковки и кресты напоминают о том, какой прочный фундамент духовной жизни был заложен. К началу XX века здесь было построено 25 приходских церквей и 4 монастыря.
Сейчас на благочиннический округ города приходится 12 действующих храмов и 2 монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Николаевский женский, а также Арзамасское подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Слава Богу, что монастыри и храмы продолжают восстанавливать.
Однако православие на этом месте было не всегда. Арзамас был основан в середине XVI века на месте древнейшего мордовского поселения как крепость, которую приказал заложить царь Иван Грозный, когда шел третьим походом на Казань. Название города связывают с именами двух братьев Арзая и Маcая, которые, по одной из легенд, первыми приняли православную веру. Официально датой основания Арзамаса считается 1578 год. Крепости «велено быти на государевой службе», и она сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства.
В XVII веке Арзамас прославился своими арзамасскими гусями и репчатым луком, за что арзамасцев называли «гусятниками» и «луковниками». Известен был Арзамас ещё выделкой кож и кожевенных изделий, а знаменитая арзамасская юфть вывозилась даже в Европу.
С 1719 года Арзамас – главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию, с населением почти в 7000 человек, что было немногим меньше, чем в Нижнем Новгороде. С 1779 года Арзамас становится уездным городом.
В XVIII веке через него проходили многочисленные торговые трактаты, что привело к расширению торговли и увеличению оборонной промышленности в городе. Расцвет Арзамаса пришелся на почти столетний период с середины XVIII века.
Строительство церковной архитектуры в Арзамасе длилось около трехсот лет, и за это время храмы не раз перестраивались, деревянные заменялись на каменные.
В 1842 году был построен упомянутый ранее величественный Воскресенский собор в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Строился он 28 лет, проект был выполнен М. П. Коринфским (1788-1851), уроженцем Арзамаса, учеником известного русского архитектора А.Н. Воронихина. Особо почитаемая святыня Воскресенского собора – Животворящий Крест Господень.
Воскресенский собор
Фреска «Воскресение Христа»
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», – писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев.
Храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник»
Рядом с Воскресенским собором стоят приписанная к нему зимняя церковь в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», построенная в конце XVIII века, и Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. В нем, кстати, более 30 лет служил протоиерей Авраамий Некрасов, ученик преподобного Серафима Саровского.
Николаевский Арзамасский женский монастырь
Жизнь обители была неразрывно связана с историческими событиями. Не избежала она и суровой участи, постигшей государство в начале XX века, – с приходом богоборческой власти монастырь была разрушен и закрыт. Возрождаться он начал только с 1994 года.
В нем есть несколько чудотворных икон: две иконы Богородицы и две иконы Николая Чудотворца, к которым с молитвой обращаются многочисленные паломники.
В 1997 году две жительницы Арзамаса принесли в монастырь темную доску. Понять, икона ли это и что изображено на доске, не представлялось возможным. Однажды игуменья повелела поместить эту доску в рамку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Вскоре после этого на доске появилось светлое пятнышко, и сестры обители увидели шею Богородицы с ручкой Спасителя. Икона продолжила сама очищаться, и стало возможным прочитать ее название: «Избавление от бед страждующих». Образ продолжает обновляться и поныне.
«Избави нас от бед, Богородице чистая, вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий» (из канона ко Пресвятой Богородице)
Другая чудотворная икона Божьей Матери – «Достойно есть» (Рубленая). Ее написали в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в середине XIX века для сестер Алексеевской Арзамасской обители. С приходом богоборческой власти монастырь закрыли, осквернили храмы. В частности, сняли богатую драгоценную ризу с иконы Богородицы, а саму икону разрубили топором, изувечив лик Богоматери.
Икона Божьей Матери «Достойно есть» (Рубленая)
Уже в наше время в Николаевском монастыре после того, как сестры взяли икону на крестный ход, она обновилась и замироточила. Позже, после обновления красок образа, над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые.
К особо почитаемым образам Николая Чудотворца в обители также притекают верующие. Икону святителя Николая принесли в монастырь в 1997 году. Сначала это была черная доска, предположительно икона святителя Димитрия Ростовского. Позже икона стала обновляться, и сестры смогли прочитать, что это икона Николая Чудотворца. Из-за недостатка средств сестры не могли поддерживать перед образом неугасимую лампаду, и образ снова потемнел. Сестры покаялись и отслужили молебен перед иконой. На Пасху 2009 облачение на образе проявилось ярким цветом, и так и осталось ярким.
Чудотворный образ святителя Николая
Второй чудотворный образ святителя Николая – резная икона «Николы Можайского» – был подарен обители около 1580 года игуменом Спасо-Преображенского монастыря Сергием. После закрытия Николаевского монастыря в богоборческое время эта святыня, как и многие другие, были переданы на хранение в музей атеизма, открытом новыми властями в Воскресенском соборе. В декабре 2015 года чудотворный образ был возвращен в возрождающуюся обитель.
Никола Можайский
Большое впечатление произвело на нас и подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря: нигде прежде не видели мы такой красоты фарфоровый иконостас в несколько ярусов.
Запали в душу и другие намоленные церкви Арзамаса с их старинными иконами, великолепным золотым шитьем и удивительными по своей работе окладами.
Находясь в центре города, можно увидеть и собор Смоленской иконы Божьей Матери, возведенный в начале XIX века в селе Выездном, что рядом с Арзамасом. Собор состоит из зимней и летней церквей. Внутри его украшали живописцы из Москвы и ученики ступинской школы. В алтаре находится изображение «Распятия», по мнению искусствоведов, принадлежащее кисти знаменитого испанского художника XVII века Б. Э. Мурильо. Возводился собор на пожертвования жителей Выездного.
Собор Смоленской иконы Божьей Матери
Находясь в глубинке Нижегородской области и видя шедевры архитектуры, иконописи, золотошвейного мастерства, работы по металлу и камню, понимаешь, что православный люд действительно все самое лучшее нес в храм, Богу. Хочется вновь вернуться в чудесный Арзамас, помолиться перед сохранившимися святынями и неспешно пройтись по тихому городу, любуясь, как солнце отражается в крестах и маковках церквей, некоторым из которых еще только предстоит вновь засиять во всей красе.
Церковь иконы Божьей Матери «Знамение»
Елена Кисель*В тексте использованы материалы с официального сайта Благочиние г. Арзамаса http://arzblag.ortox.ru/; городских сайтов: http://arzgo.ru и http://arzamas-gorod.ru; сайта Николаевского Арзамасского женского монастыря http://nicola-arzamas.ru/, а также материалы, предоставленные обителью в печатном виде.