Таинство Исповеди
Покаяние — Таинство, в котором исповедающий свои грехи, при видимом получении прощения через священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В Таинстве Покаяния христианину подаётся очищение от грехов совершенных после Крещения или после последней Исповеди, и грешник примиряется с Церковью и с Богом. Для Церкви не существует непростительного греха, а только нераскаянный. И нет такого греха, которого Бог по своей великой милости не простил бы человеку, который об этом своем грехе сожалеет и скорбит. Единственным условием для человека здесь является его искреннее желание более не совершать подобного и приложить максимум всех своих усилий, дабы впредь не повторить ошибки прошлого. И если именно с таким настроением человек приходит на исповедь, Бог обязательно очистит душу его от всякого греха.
Приходя на исповедь к священнику, человек должен помнить, что, хотя он и стоит перед священником, но исповедь свою он произносит перед Богом и именно Бог, а не стоящий перед ним священник принимает исповедание грехов его. Впрочем, об этом говорит и сам священник человек в одном из наставлений, произносимых в ходе чинопоследования исповеди: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся рцы вся, елика содеял еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа...». Таким образом, видно, что приходя на исповедь человек должен называть все те грехи которые он помнит, вне зависимости от их тяжести или постыдности, ведь обмануть священника можно, но Бога нельзя. А потому, пытаясь что-то скрыть, человек предпринимает заранее обреченную на провал попытку обмануть Бога, что становится следствием многих болезней и скорбей.
Придя на Исповедь впервые, лучше сразу сказать об этом священнику - он подскажет, на что следует обратить внимание при исповеди и в чем нужно раскаяться. При исповедании грехов не нужно ждать вопросов, стоит самому сделать усилие. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями «во всем грешна», «как все люди грешим». С другой стороны, следует остерегаться подробностей: исповедь не есть перебирание грехов и «отчет о содеянном», это не допрос, где выпытывают все детали пережитого. Исповедуясь, следует избегать соблазна самооправдания, попыток объяснить «смягчающие обстоятельства», упоминаний имен третьих лиц и, тем более, перекладывания вины на ближних. Стоит побеждать ложный стыд: стыдиться необходимо при совершении греха, а не при расставании с ним.
По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее епитрахилью и читает разрешительную молитву. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом. После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие, обещая тем самым уповать на Христа Распятого и исполнять евангельские заповеди. После этого нужно взять благословение у священника. Крест и Евангелие при исповеди означают невидимое присутствие Самого Спасителя. Возложение священником епитрахили на кающегося – возвращение кающемуся милости Божией. Он приемлется под благодатный покров Церкви и присоединяется к верным чадам Христовым.
Ознакомившись с состоянием совести грешника, священник может дать ему полезный совет, указать пути исправления, предостеречь его от повторения в будущем сделанных раньше грехов. Как духовно-лечебное средство священник может наложить накающегося епитемью, например назначить особые духовные упражнения, а так же временно не допустить до причастия. При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами «В помощь кающемуся» сет. Игнатия (Брянчанинова) , «Опыт построения исповеди» ар-хим. Иоанна (Крестьянкина), другими доступными пособиями. Совершенные грехи можно записать на бумаге, что бы во время Таинства не оставить нераскаянных .