Благословенная земля Оптина

О паломнической поездке во Введенский ставропигиальный мужской монастырь «Оптина Пустынь» и в монастырь «Казанская Амвросиевская женская пустынь», что в Шамордине.

По благословению настоятеля Серафимовского храма, иерея Вадима Пименова, 22-23 июля 2016 года группа прихожан храма совершила паломническую поездку во Введенский ставропигиальный мужской монастырь «Оптина Пустынь» и в монастырь «Казанская Амвросиевская женская пустынь», что в Шамордине.

Проведя ночь в пути, мы благополучно подъехали к Оптиной Пустыни. Было 04:40 утра, но уже порядка десяти автобусов выстроись в ряд на стоянке перед монастырём. Слава Богу, мы опять в Оптиной! И хотя накрапывал дождь, но он не мог помешать нашему приподнятому состоянию духа.

Монастырь был открыт и паломники вереницей потянулись в главный храм обители, освященный в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (построен в 1750–1771 гг.). В соборе, ежедневно в 05:30 совершается Братский молебен у мощей преп. Амвросия, читаются утренние молитвы и полунощница.

До начала службы оставалось несколько минут, и мы успели приложиться к святым мощам преподобных Амвросия (Гренкова), 1812-1891гг. и Нектария (1853-1928) старцев Оптинских, а также к особо почитаемой Казанской иконе Божией Матери. Братия выстроилась в средней части храма перед иконостасом, а паломники занимали притвор. Паломники никак не могли утихомириться, но братия терпеливо и со смирением переносила доносившийся из притвора шум.

Отслужив молебен, наша группа направилась в Казанский храм (построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.) на раннюю Божественную Литургию (часы в 6:40). В храме находятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея ((Путилова) 1782-1862, Антония (Путилова) 1795-1865гг. и Исаакия I (Антимонов) 1810-1894гг. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Это самый большой храм Оптиной Пустыни, в нем ежедневно совершаются ранняя и поздняя Литургии и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни — всенощные бдения и поздние Литургии. Здесь мы подали записочки и поставили свечи за своих близких и по просьбам наших прихожан за их близких .

Отслужив Божественную Литургию и поклонившись святым мощам, мы успели до начала экскурсии посетить храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Во Владимирском храме находятся святые мощи преподобных старцев Оптинских: Льва (Наголкина) 1768–1841, Макария (Иванова) 1788–1860, Илариона (Понаморева) 1805-1873, Анатолия (Зерцалова) 1824-1894, Варсонофия (Плиханкова) 1845-1913, Анатолия (Потапова) 1855-1922, Иосифа(Литовкина) 1857-1911.В храме ежедневно совершаются исповедь и молебен с акафистом преподобным Старцам Оптинским.

Поклонившись Оптинским старцам, мы направились к братиям, убиенным на Пасху 18 апреля 1993 года в часовню, освященную в честь Воскресения Христова. Часовня возведена на месте погребения оптинских братьев – иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева). Многочисленные паломники прибывают отовсюду поклониться их святым могилам и попросить благодатной помощи в духовных и житейских нуждах. Слава об убиенных монахах распространилась не только по всей России, но и далеко за ее пределами. Бог прославляет избранных своих, отдавших жизнь ради имени Его Святаго. Мы тоже, помазавшись маслом от лампадок на могилах, помолились, поклонились и приложились к надгробным крестам убиенных братьев.  

Потом одни из нас направились на экскурсию, а другие посетили храм в честь Преображения Господня (построен в 2007 г.), где находятся мощи преп. Рафаила (Шейченко), исповедника (1957 г.) и где ежедневно совершаются заказные молебны святым с водосвятием и можно набрать святой воды.

Ну и, конечно же, мы не могли не посетить святой источник и не окунуться в его целебные воды!  Буквально в 600 метрах от монастырских ворот, на живописной реке Жиздре в окружении вековых сосен толщиной в два обхвата для паломников доступен целебный источник – родник святого Пафнутия Боровского. Источник издавна известен как целебный. Вода в источнике не питьевая, сероводородная. Для окунающихся благоустроена купальня, разделенная на мужскую и женскую. Вода в купели очень холодная – всего +6 C. Однако это не останавливает верующих совершать троекратное погружение с головой, предварительно помолившись прп. Пафнутию об исцелении. По свидетельствам, купание в источнике помогает при многих болезнях, особенно кожных, желудочных, различных радикулитах, артритах, остеохондрозах, ревматизмах.

На этом месте издавна существовал источник, освященный в честь преподобного Пафнутия Боровского. Нет сведений, что преподобный бывал в этих местах. Поэтому народное предание о том, что появление источника как-то связано с личностью преподобного Пафнутия, не достоверно. Над источником в 1830 г. построена деревянная часовня. В 1851 г. часовня была разрушена весенним наводнением и в 1852 г. выстроена вновь. Рядом с часовней была купальня.

После революции и закрытия монастыря, это место пришло в запустение, часовня была разрушена. Сохранились воспоминания, что среди верующих в советские годы хранилась память о святом источнике на этом месте. После возобновления монашеской жизни в Оптиной пустыни в конце 1980-х гг. источник был вновь освящен, над ним построена купальня. Возрождена традиция крестных ходов на источник в день памяти преп. Пафнутия Боровского 14 мая (1 мая по ст. ст.), с совершением малого освящения воды.

В настоящее время планируется восстановление часовни и купальни на источнике.

В 11:45 мы покинули Оптину пустынь и отправились в монастырь «Казанская Амвросиевская женская пустынь», что в Шамордине.

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Шамордино, основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году. Строй обители, все ее порядки были установлены им самим. Первая настоятельница и помощница старца в устроении обители, схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполняла все строго по его указанию. В скором времени монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия в 1923 году.

Восстановление монастыря началось со дня освящения первого храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» – 27 мая 1990 года. В этот же день в сан игумении возвели первую настоятельницу матушку Никону (Перетягину, 1941-2012 гг.), при живом и деятельном участии которой обитель восстала из руин. Она посвятила монастырю и сестрам всю себя без остатка и отошла ко Господу на другой день после празднования 22-летия возрождения Шамордина. Следующей настоятельницей стала духовная дочь игумении Никоны – матушка Сергия (Щербакова), почти с самого начала устроения обители ее усердная помощница во всех монастырских делах.

В 2015 году обитель молитвенно отметила 25-летие возрождения монашеской жизни. незабываемым праздником.
Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия и матушки Софии, Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.  

За два часа отведенные нам на посещение монастыря, мы прошли по территории обители, набрали воды в целебных источниках и погрузились в целебную купель.

Место, выбранное для монастыря, поражает своим величием и красотой. Храмы монастыря вознеслись на высоком крутом холме, у изножья которого, протекает река Серена. В этой местности ранее было множество родников, которые обитель освящала и обустраивала. Однако, с закрытием пустыни в советское время, без ухода и присмотра сестричек родники засорились, заболотились. Сейчас в Шамординской обители действует три целебных источника. Первый из них – родник в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». От Троицкого храма к нему по крутому склону ведет длинная лестница в 200 с лишним ступеней со смотровой площадкой. Площадка  устроена на месте, откуда открывается чудесный вид, который по преданию был использован при написании образа Божией Матери «Спорительница хлебов». Лестница эта была построена благотворителем монастыря Анатолием в благодарность за исцеление его младшего брата, которого он носил к источнику на руках. На роднике построена и освящена часовня, обустроена купальня. Хоть и тяжело спускаться и подниматься по крутой лестнице, многие паломники стремятся побывать у источника, совершить погружение в целебную купель. Радостно видеть, с какими сияющими воодушевленными лицами выходят люди из купальни. А потом подолгу отдыхают на смотровой площадке, наслаждаясь видом на Царский луг.

Недалеко от Живоносного источника, расположены еще два – родник в честь иконы Божьей Матери Казанская, вода которого помогает при глазных болезнях, и источник прпд. Амвросия Оптинского. На этих источниках нет купален, здесь верующие набирают целебную воду, чтобы взять с собой частичку благости этой земли.

Воистину благословенна земля Оптина с ее чудесами, дарованными каждому, кто прибывает сюда с верой и благоговением!

Об истории создания иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

История создания образа Божией Матери «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь старец закончил 10(23) октября 1891 года в Казанской Шамординской женской обители, им основанной и находящейся недалеко от Оптиной Пустыни.

В это же время, в конце его земного пути, прозрением великого старца была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов», под покровом Которой была им оставлена любимая обитель. На вопрос духовника своего, о. Феодора, на кого он оставляет свою Шамординскую обитель, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер.

История создания иконы кратко описана практически во всех жизнеописаниях преподобного Амвросия. Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы.

В архивных материалах Оптиной Пустыни, хранящихся в Российской Государственной Библиотеке, существует несколько документов, связанных с историей иконы «Спорительница хлебов».

Согласно одному из них, в начале лета 1889 года старец заказывает особый список с иконы «Всех святых» Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря [4]. Список был готов к февралю 1890 года и доставлен старцу в скит Оптиной пустыни. Так, настоятельница этого монастыря игумения Илария [5] в январе 1894 года сообщала в Оптину Пустынь: «...в начале июня 1889 г. казначея нашего монастыря монахиня Сергия была у старца отца Амвросия, при прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать «Спорительница хлебов», прислать ему, такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. я сама отвезла икону, подавая ему, вопросила, хорошо ли написана. Он ответил: «Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания». И вспросил: «А у себя оставила такую же?». Я ответила: «Да». Но ни мне, ни казначеи нашей (я ее вспрашивала) не сказал, с каким намерением и куда назначил эту икону. В это время старец жил в Оптине в скиту»[6].

Другое документальное свидетельство касается повода написания иконы и принадлежит о. Ерасту (Вытропскому), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902 год). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери. Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, – такой нет, – сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов»[7]. Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным.

Позже, в феврале 1890 г., как следует из предыдущего документа, икона была доставлена из Болховского монастыря и находилась со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10(23) октября 1891 года. Предчувствуя конец своего земного пути, благодатный слабеющий старец все силы свои отдал созданной им обители, претерпевая большие труды и скорби. И до последних дней старца эта скорбь не ослабевала, увеличивая тяжесть несомого им креста. Но такова была его любовь к созданной им обители, последняя и сильнейшая, по словам Апостола: « … не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18).

Согласно одному из них, в начале лета 1889 года старец заказывает особый список с иконы «Всех святых» Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря [4]. Список был готов к февралю 1890 года и доставлен старцу в скит Оптиной пустыни. Так, настоятельница этого монастыря игумения Илария [5] в январе 1894 года сообщала в Оптину Пустынь: «...в начале июня 1889 г. казначея нашего монастыря монахиня Сергия была у старца отца Амвросия, при прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать «Спорительница хлебов», прислать ему, такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. я сама отвезла икону, подавая ему, вопросила, хорошо ли написана. Он ответил: «Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания». И вспросил: «А у себя оставила такую же?». Я ответила: «Да». Но ни мне, ни казначеи нашей (я ее вспрашивала) не сказал, с каким намерением и куда назначил эту икону. В это время старец жил в Оптине в скиту»[6].

Другое документальное свидетельство касается повода написания иконы и принадлежит о. Ерасту (Вытропскому), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902 год). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери. Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, – такой нет, – сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов»[7]. Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным.

Позже, в феврале 1890 г., как следует из предыдущего документа, икона была доставлена из Болховского монастыря и находилась со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10(23) октября 1891 года. Предчувствуя конец своего земного пути, благодатный слабеющий старец все силы свои отдал созданной им обители, претерпевая большие труды и скорби. И до последних дней старца эта скорбь не ослабевала, увеличивая тяжесть несомого им креста. Но такова была его любовь к созданной им обители, последняя и сильнейшая, по словам Апостола: « … не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18).