Святыня Патры и русского флота

Святой Апостол Андрей – покровитель города Патры, был одним из учеников Христа. Он принадлежал к самому ближнему кругу – двенадцати апостолам – и первым из них был призван Господом (Лк. 1, 40). Посему он и именуется "Первозванным" учеником; "Яко первый, приблизивыйся Иисусу, зане наречеся Первозванным".

После Пятидесятницы, согласно Господней заповеди (Мф. 28, 19), святой Андрей отправился в длительное апостольское путешествие. Его апостольский путь считают крайне утомительным, даже по современным меркам. Он пошёл на проповедь в те области, в которых находились города со значительным греческим населением, жившим там веками в достатке и процветании. Считается, что он проповедовал Господа в Никее Вифинской, затем в Никомидии и Халкидоне, что в Причерноморье, и в греческих поселениях Черного моря: Синопе (где он подвергся жестоким мучениям, но был чудесным образом спасён), Амисосе (современный Самсун) и Трапезунде. Затем он отправился в Скифию, в Крым, закончив свой путь в Херсоне, что на Днепре (современная Украина). Согласно преданию, апостол Андрей поднялся по Днепру на север и дошёл до места, где впоследствии возник Киев, благословил это место и предсказал принятие христианской веры будущими обитателями Руси. По этой причине Апостол Андрей особенно почитается в России.

Продолжая своё странствование, святой пришёл в тогда ещё провинциальное местечко Византий (где позже возник Константинополь). Там он основал местную христианскую общину. Считается, что Апостол Андрей заложил основы грядущего величия Византийской Империи и основал Константинопольскую (Вселенскую) Патриархию, исторически особо чествуемую среди православных церквей.

Из Византия Апостол прибыл в город Патры, расположенный на северо-западе Пелопонесского полуострова.

В Патрах Апостол совершил множество чудес и исцелений, благодаря которым многие язычники обратились в христианство. Среди прочих христианство приняла Максимилла, жена Эгеата, тогдашнего римского проконсула г. Патры, которую Св. Апостол Андрей спас от неизлечимой болезни. Также он исцелил страдавшего эпилепсией одного из слуг Стратоклия (брата Эгеата), который исполнял обязанности проконсула во время пребывания Эгеата в Риме. После этого Стратоклий обратился в христианство, и Апостол, будучи уже в тюрьме, незадолго до своей мученической кончины, рукоположил его во Епископа Патрского.

Всё свершившееся и особенно обращение в христианство Максимиллы привело проконсула Эгеата в неистовство. Он повелел схватить Апостола, предать его мучениям и подвергнуть казни через распятие на косом кресте формы Х. По свидетельству Ипполита Римского, проконсул приказал, чтобы распятие было совершено "на оливковом древе", что означает, что Апостол был распят либо на кресте, сделанном из двух частей оливкового дерева, либо под ветвями оливы. Распятие осуществили около моря ("на краю песка морского"), на том самом месте, где сейчас расположен старый храм Апостола Андрея Первозванного и где он обычно проповедовал Христа. Согласно наиболее распространённой версии мученичество Святой принял в 66 г. по Р.Х. во время правления императора Нерона.

До IV в. по Р.Х. мощи святого пребывали нетронутыми в Патрах. Затем они были перенесены в Константинополь военачальником Артемием в 353 году или в 357 году во время правления императора Константина (306-337 г.г. по Р.Х.), и помещены в храме Святых Апостолов.

Что же касается честной главы святого, то в этом отношении существуют две версии: её либо никогда не переносили из Патр в Константинополь, либо, что император Василий I (867- 886 гг. по Р.Х.) послал её в качестве дара знатной и богатой вдове Даниэлиде по просьбе последней. Честная глава была перенесена из Патр (в то время столицы Мореи, владения Палеологов) непосредственно перед неотвратимой оккупацией города турками. Это осуществил правитель Мореи Фома Палеолог, брат последнего византийского императора Константина Палеолога в 1460 г. Её вначале перенесли на Корфу, а затем, 2 года спустя доставили в Рим к папе Пию II. С тех пор мощи покоились в Риме, в базилике Св. Петра.

Святые мощи с честной главой Апостола Андрея вновь торжественно вернулись в город Патры во время официального празднования, имевшего место 26 сентября 1964 года.

Сейчас они хранятся в новом мощевике, изготовленном в византийском стиле в 1970 г. Мощи являются национальной и общехристианской святыней, защищающей и хранящей Патры, как и весь греческий народ, от всех невзгод и напастей.

Внутри упомянутой церкви и за мощевиком стоит крест, на котором апостол принял мученическую смерть и который, благодаря усилиям Высокопреосвященнейшего Никодима, тогдашнего Епископа Патрского, был возвращён в 1979 году из города Марселя, что во Франции, где он хранился с 1250 года.

Память святого апостола Андрея празднуется 30 ноября, в день его кончины. После Божественной Литургии по главным улицам города Патры проходит величественный крестный ход с мощами и серебряной иконой святого. В шествии благоговейно принимает участие значительная часть населения Патр. Традиция этого крестного хода была установлена в 1836 году.

Патры гордятся высокой привилегией этого большого дара и исключительной честью "иметь своим святым покровителем и пастырем" одного из двенадцати учеников Господа нашего, равно как и тем, что славный и всехвальный апостол Андрей Первозванный освятил эту землю своей мученической кончиной.

Краткое историческое описание старого и нового храмов Св. Апостола Андрея Первозванного, что в граде Патры

I. Старый храм

Самый первый храм, посвящённый Апостолу Андрею, был построен в V в. по Р.Х. на том самом месте, где святой претерпел мученическую кончину на кресте в 66 г.

По всей видимости, он был построен на том самом месте, где в языческие времена находилось знаменитое святилище богини Деметры. Поблизости протекал источник её оракула. Надо заметить, однако, что уже в средние века источник был назван именем Св. Апостола Андрея и с тех пор известен, как "Источник Апостола Андрея".

В период латинского правления на Пелопоннесе (XIII-XV в.в.) храм находился под латинской юрисдикцией.

Храм был возвращён православному греческому населению Патр в правление императорской династии Палеологов.

В XVIII в., во время так называемых "орловских событий" (попытка греческого восстания, когда в 1790 г. в Эгейское море вошёл русский флот под командованием графа Орлова), храм был подожжён турко-албанцами (т.е. албанцами-мусульманами), и турки запретили его восстанавливать.

В 1836 году, во время правления короля Отто, по инициативе 148 жителей Патр началось строительство храма Св. Апостола Андрея на том же месте, что и ранее. Сооружение храма было завершено в 1843 г. В течение 11 лет (с 1845 по 1856 гг.) храм имел статус кафедрального собора. Сейчас он называется "Старый храм".

Храм является восхитительным памятником архитектуры и истории. Он построен по типу трехнефной базилики (архитектор Л. Кафтандзоглу из Салоник). Живопись, украшающая храм, исключительна и уникальна. Иконостас, относящийся к 1885 году, выполнен в т.н. семиостровном стиле (т.е. семи островов Ионического моря). Роспись храма выполнена иконописцем Д. Византиосом.

В старом храме для поклонения верующих находится часть перста святого, которая была пожертвована в 1847 году русским дворянином Андреем Муравьевым.

II. Новый храм

В начале ХХ в. город Патры, в знак почитания своего святого покровителя при общем всенародном волеизъявлении, принял решение соорудить храм, достойный величия святого, и в 1902 году объявил международный конкурс на разработку архитектурного проекта. Проекты, разработанные для этой цели, подавались для рассмотрения в Берлинскую Академию Изящных Искусств. В итоге был утверждён проект французского архитектора Эмиля Робера.

Однако ещё до закладки храма зазвучали возражения с яростной критикой громоздкости сооружения, которая, как считалось, несовместима с православным византийским стилем. Помимо этого, было очевидно, что французский архитектор, разработавший проект, был подвержен сильному влиянию архитектурных веяний Запада.

Новый храм, посвящённый Св. Апостолу Андрею, был торжественно заложен 1 июня 1908 года. Строительство началось благополучно, однако велось медленными темпами: продолжались критические дискуссии и, кроме того, вскоре началась Первая мировая война, затронувшая Грецию. Затем последовали печальные события "балканской войны" 1917 г. и "малоазийской катастрофы" 1922 г. Нехватка средств явилась важнейшей причиной задержки возведения грандиозного сооружения.

В 1955 году, по инициативе Блаженной памяти Епископа Патрского Феоклита, на жителей Патр была наложена небольшая надбавка к оплате за электроэнергию, что позволило продолжить строительство в более быстром темпе. Первоначальный архитектурный проект претерпел значительные изменения, поскольку население выражало желание, чтобы храм в большей мере соответствовал византийскому стилю.

Храм был официально освящён 26 сентября 1974 года (через 66 лет после начала сооружения собора). Освящение храма заметно ускорило строительные работы. Также были сделаны значительные дополнения во внутреннем убранстве храма. Можно особо отметить работы кисти И. Карузоса. Но по сей день росписи ещё не окончены (обратите внимание на мозаики!) и ждут своего завершения.

Что же касается вместительности храма, по нашей информации он является крупнейшим в Греции. Общая внутренняя площадь храма составляет 1791,55 кв.м.

III. Источник

По правую руку при входе в Старый храм Св. Апостола Андрея находится источник, расположенный в сводчатой пещере. В неё посетители могут войти, спустившись по небольшой лестнице. Как упоминалось выше, источник древний: считается, что он принадлежал одному из оракулов Деметры. Об этом напоминает мраморная плита, расположенная над входом в пещеру. Высеченная на ней надпись гекзаметром гласит: "Когда-то эта целебная вода принадлежала богине Деметре, здесь Андрей был пригвождён к древу и умерщвлён в Патрах".

Эта мраморная доска является копией утерянного оригинала, и хотя текст надписи приписывают Архиепископу Древних Патр Герману, она может быть и более раннего происхождения. В самой же пещере, внизу лестницы и возле самого источника, помещена икона святого, написанная в 1929 году монахом из Кавсокаливского скита Святой Горы Афон и подаренная храму апостола Андрея.

Святая вода из источника служит для освящения и благословения верующих, а также для исцеления болезней. Древнее предание гласит, что кто выпьет воды из этого источника, вернется пить её вновь. А прямо под вышеупомянутой мраморной плитой находится широко известная надпись палиндромическим размером: "Да омоем наши грехи, а не только наши лица".

В последние годы в храме Апостола Андрея Первозванного появилось очень много паломников из России. Поэтому недавно приход храма перевёл буклет, посвящённый Апостолу Андрею, на русский язык. Он может стать прекрасным подарком из Патр. Также устанавливаются новые указатели и таблички на русском языке, так что паломники из России (и все остальные, знающие русский язык) будут чувствовать себя как дома.

Апостол Андрей Первозванный и Россия.

Русская Православная Церковь, восприняв веру из Византии (епископы которой ведут преемство непосредственно от апостола Андрея), также считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно чтится в России.

Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден – Орден Апостола Андрея Первозванного, награждение которым было исключительно почётным в Российской Империи. Сейчас этот орден возобновлён в современной России.

С 1699 г. Андреевский флаг стал знаменем русского военно-морского флота. После нескольких вариаций уже почти 300 лет он имеет столь знакомую нам форму: на белом фоне голубой крест формы X). Военно-морской флаг имеет особый статус, что отражено в словах знаменитой песни "Плещут холодные волны":

Мы перед врагом не спустили

Славный Андреевский стяг,

Сами взорвали "Корейца",

Нами потоплен "Варяг".

Двадцать лет назад флот России моментально и практически безоговорочно принял возвращение Андреевского флага в качестве своего боевого знамени. (Вспомним, что наша армия до сих пор не приняла трехцветное полотнище как свою символику, несмотря на все усилия официальных властей).

Поэтому неудивительно, что с недавних пор Патры стали местом паломничества российских моряков. В такие дни громады их кораблей заполняют порт Патр, а до боли знакомые бескозырки и тельняшки мелькают в городской толпе. Затем на какое-то время всё стихает, и, вдруг, раздаётся барабанная дробь, а следом за ней под бессмертные звуки "Прощания славянки" строем и под развёрнутыми знамёнами наследники побед Ушакова (канонизированного Русской Церковью) и Нахимова идут поклониться Святым Мощам Апостола Андрея.

И сейчас, в эту минуту, когда вы читаете этот номер, где-то в океане бороздит воды корабль или подводная лодка, овеваемые Андреевским флагом, под сенью которого Россия одержала множество славных побед.

Иван Ермолов

Алёна Ермолова

Часть текста предоставлена Митрополией г. Патры, а также приходом храма Апостола Андрея Первозванного в г. Патры.