Возвращение святого младенца

Ранним воскресным утром ехали мы из Варшавы по узкой лесной дороге на северо-восток Польши в недавно построенный женский Рождество-Богородичный монастырь. Сколько раз бывали мы уже на Белостокщине, а сердце пело от радости при виде этих благословенных мест. Пейзажи за окном были прекрасные: простор, воля, бескрайние пшеничные поля.

Белоствольные березки соседствовали в золотых песчаных дюнах с низкорослыми прибалтийскими сосенками.

Сменяли друг друга старинные села с веселыми названиями: Бочки, Пилки, Пухлы, Пески, Рыболы. В этих местах остались еще десятки деревянных церквей. Над каждой весью сияли золотыми куполами православные храмы, в них хранились старинные намоленные иконы. Жили здесь испокон веков преимущественно православные белорусы, вера передавалась от дедов внукам, и была для тысяч людей смыслом жизни.

Ощущение благодати усилилось, когда промелькнул за окном старинный город Заблудов и показалась на горизонте зеленая деревенька Зверки - цель нашего путешествия. Здесь в 1684 году в семье белорусских крестьян Петра и Анастасии Говделей родился ясноглазый светловолосый мальчик Гавриил, будущий святой, мученик, покровитель детства и юношества, прославившийся своими чудотворениями в Польше, Белоруссии и России, навечно связавший верующих этих стран.

Живут еще в Зверках столетние старики, помнящие, как родители водили их на могилу святого Гавриила, где получали исцеления сотни детей. Там был воздвигнут огромный белоснежный мраморный крест. Неумолимое время разрушило его, но память о младенце-мученике жива в христианских сердцах. В современной православной Польше младенец Гавриил самый любимый святой, о нем во всех подробностях расскажут вам даже маленькие дети. В православной Белоруссии он давно причислен к Собору белорусских святых.

Столетиями был почитаем младенец Гавриил и у нас в России. Но в начале двадцатого века большевики сделали все возможное, чтобы уничтожить память об этом святом, скором помощнике детям и юношеству в душевных и физических недугах. Мощи его спрятали, иконы сожгли, уничтожили все письменные свидетельства, жития и акафисты, посвященные св. Гавриилу. Но Господь не попустил забвения мученика-младенца русскими людьми... Недавно, после девяноста лет замалчивания его памяти, вышла в России наша книга «Странствия святого младенца». В ней удивительные факты его короткой светлой жизни и страшной мученической кончины. Рассказ о долгих странствиях и многочисленных чудотворениях продолжающихся по сей день.

Родился Гавриил на древней благодатной земле. Его родная деревня Зверки находилась в нескольких километрах от города Заблудова, бывшего с шестнадцатого века вотчиной Григория Ходкевича, великого гетмана литовского, позднее кастеляна виленского и киевского воеводы, представителя одного из самых богатых и влиятельных православных родов того времени.

Его отец, воевода Новогродский Александр Ходкевич был создателем супрасльского монастыря. Ходкевичи окормляли и просвещали все Подлесье. В Заблудове уже в 1565 году был основан монастырь Успения Пресвятой Богородицы. В главной Богородичной церкви обители крестили маленького Гавриила. Заблудов был крупным духовным и просветительским центром Подлесья. Здесь находилась одна из первых типографий в Восточной Европе, способная соперничать даже с крупными супрасльскими типографиями, уже с середины шестнадцатого века, печатавшими Богослужебные книги на кириллице. В семидесятых годах XVII века в Заблудовской обители была построена вторая церковь, существовала монастырская школа, которая готовила церковных служащих, работала бесплатная больница, обслуживавшая всех местных жителей. Даже после того, как Заблудов перешел от православного рода Ходкевичей во владение кальвиниста Кристофа Радзивилла, монастырь оставался православным до 1824 года, когда его ликвидировали церковные власти.

В Заблудов ходили на службы родители и односельчане маленького Гавриила.

Это был особенный ребенок. Его доброта, доверчивость и смирение бросались в глаза каждому. Гавриил был спокойным и вдумчивым, не знал злобы и раздражения, радовался жизни и никогда не унывал. Чувства злобы и жадности были ему незнакомы. Гавриил легко делился со сверстниками тем немногим, что имел. С раннего детства мальчик постоянно молился. Нередко односельчане просили удивительного ребенка помолиться о них. Молитвы эти всегда помогали.

Поход в воскресенье с родителями на литургию в монастырский храм Успения Божьей Матери был для Гавриила самым большим праздником. С замиранием сердца слушал он Святое Евангелие и проповеди священников. Каждое воскресенье его причащали. Увести малыша из храма домой было невозможно. Он засыпал местных батюшек взрослыми религиозными вопросами. В церкви его интересовало все.

Одиннадцатого апреля 1690 года, во время Великого Поста, семью Говделей постигло страшное несчастье. Отец Гавриила всегда с утра до вечера работал в поле. А мать относила туда мужу скромный обед. Так было и в тот день.

Ничто не предвещало несчастья, ничто не потревожило чуткое материнское сердце. Анастасия спокойно оставила малыша одного дома. Ведь все в Зверках знали и любили ее маленького Гавриила. Но беда уже стучалась в их дом.

Улучив момент, к ним зашел арендатор Шутко, злой дух деревни, нещадно эксплуатировавший и обманывавший местных крестьян. Еврей по национальности, Шутко принадлежал к древней иудейской «черной» секте, практиковавшей похищения православных детей и приносившей их в жертву.

Секта оголтелых фанатиков вызывала возмущение не только у православных, но и у мирных иудеев, десятилетиями мирно соседствовавшими с христианами в протестантами, живших в черте оседлости, в маленьких провинциальных городках Белостокщины. Арендатор уже давно заметил маленького Гавриила, светлого православного ребенка, истового молитвенника. Он показался Шутко самой подходящей жертвой для ритуального убийства на «еврейскую пасху».

Шутко выкрал малыша из дома и увез в Белосток, где обычно происходили тайные сборища их преступной секты. Там его уже ждали сообщники. Девять дней мучили злодеи невинного ребенка. Гавриила заточили в подвал, распяли на кресте, пронзили тело, выкачали из младенца всю кровь.

Неведомая сила заставила злодея Шутко привезти потом тело замученного ребенка на опушку леса неподалеку от его родной деревни Зверки и бросить на съедение хищным птицам и диким зверям, которых в округе было видимо-невидимо.

Скорее всего, убийца сделал это специально, чтобы продемонстрировать свое презрение к православным и лишить замученного младенца достойного погребения.

Вскоре тело младенца Гавриила окружила стая голодных бродячих собак. Но случилось чудо. Псы даже не попытались броситься на мертвого мальчика, а просто сидели вокруг него как стражи и громко выли.

Несколько дней собачья стая охраняла тело мученика, не подпуская к нему ни птиц, ни зверей. Ее непрекращающийся вой напоминал заупокойную молитву. Когда на опушку вышли родители и односельчане уже давно разыскивавшие мальчика, собаки встали и бесшумно ушли в лес. Они выполнили свой долг.

Стояла жара. Но вопреки всем законам природы тело замученного младенца не подверглось тлению. И мученическая кончина его не была случайной. Да и нет ничего случайного в Божьем мире. Младенцу Гавриилу предстояло стать угодником Божьим, покровителем и ходатаем у Небесного Престола за детей и подростков.

Господь не попустил скрыть подробности злодеяния. Преступников вскоре схватили. Имена их стали известны. Организатор ритуального убийства Шутко был отдан под суд. Об этом свидетельствуют документальные записи в местных магдебургских правовых книгах. Назывались они так потому, что на территории Польши действовал тогда средневековый юридический кодекс, пришедший из германского города Магдебурга.

Еще один очень важный момент. Бывает, что люди в собственном доме не могут найти документы десятилетней давности. А тут по Воле Божией на течении долгих столетий сохранились документальные свидетельства, касающиеся убийства младенца, происшедшего в семнадцатом веке.

Маленького Гавриила похоронили на кладбище неподалеку от церкви. Нередко сверстники и односельчане навещали его могилу и чувствовали там особое умиротворение, облегчение и покой

В 1720 году на Белостокщине разразилась страшная эпидемия холеры. Смертельная болезнь сотнями косила детей и взрослых. Кладбища уже не вмещали умерших. Однажды, во время очередных похорон, могильщики случайно задели могилу Гавриила, гроб открылся, и тело младенца предстало совершенно нетленным. А ведь с кончины его прошло уже более тридцати лет!

Нетленные мощи (в Польше их называют «реликвиями») младенца Гавриила были с великими почестями перенесены в церковь в Зверках, и помещены там в подземелье в особой крипте. У мощей святого младенца начались массовые исцеления больных детей. И вскоре эпидемия стихла. Церковная история дает нам много примеров того, как уже после смерти детей-мучеников у их мощей начинаются исцеления.

В 1746 году в Зверках случился страшный пожар. Деревянная церковь полностью сгорела. Однако тело святого младенца уцелело в неистовом огне. Только частично обгорела одна его ручка.

Вскоре православным предстояло увидеть еще одно великое чудо: после того, как тело младенца перенесли в Заблудовский монастырь, сгоревшая ручка младенца зажила и покрылась живой кожей! Свидетелей тому было множество. В церковных книгах были сделаны соответствующие записи, сохранившиеся по сей день.

Но не суждено было обрести покой святому Гавриилу и в родном Заблудовском монастыре. В то время знаменитая обитель была уже бедной и бесправной, монастырь ветшал и требовал ремонта. Но денег не было. Монахи ждали очередных нападок от окружавших их католиков, жаждущих завладеть монастырским имуществом и святынями, главной из которых были мощи младенца Гавриила. Уже тогда у его мощей исцелялись сотни детей разных национальностей и вероисповедания.

Монастырские власти обратились за помощью, и в 1755 году было получено согласие высших церковных иерархов - константинопольского патриарха и киевского митрополита – на перенос реликвии за триста километров от Заблудова в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь, в то время один из самых надежных оплотов православия. Так, начались странствия святого младенца, продолжавшиеся два с половиной века.

Мощи младенца-мученика поместили в специальный серебряный ковчежец и с великими почестями пронесли из Заблудова в Слуцк. С первых же дней в Слуцке у мощей начались чудотворения. Исцелялись православные, католики, протестанты, мусульмане. Из больших городов и дальних деревушек везли матери своих слепых, глухих, немощных, безнадежных младенцев, от которых уже давно отказались все врачи. И младенец Гавриил приходил им на помощь.

В 1820 году в Слуцке состоялась его торжественная канонизация. В честь этого события слуцкий архимандрит Михаил Казачинский написал о св. Гаврииле прекрасную повесть в стихах.

В специальной «слуцкой тетради» монахи фиксировали все случаи исцеления людей и взрослых, происходивших у его мощей, а их были тысячи!

В 1908 году церковные власти решили разделить частицы мощей и отправить их в странствия, чтобы тысячи недужных, не способных совершить далекие поездки, смогли получить облегчение. Из Слуцка мощи св. младенца Гавриила были перенесены в Белосток и помещены в кафедральном Никольском соборе. Там получали исцеления не только православные дети, но и маленькие католики. Нередко «гостили» нетленные мощи в древнем Жировицком и Супрасльском монастырях, куда к ним притекали тысячи паломников.

Читатели уже обратили внимание, что в разных местах младенца-мученика называют по-разному: в Польше – Заблудовским, в Белоруссии – Слуцким, в России – Белостокским. Эти географические названия – этапы жизни и странствий святого Гавриила.

В 1914 году разразилась первая мировая война. Немецкие войска наступали на восток. Чтобы избежать насилия, а главное, сохранить свои святыни, православные снимались с мест, забирали мощи и чудотворные иконы и уходили вглубь России. В 1915 году Белостокский епископ Владимир принял непростое решение отправить мощи младенца Гавриила в Москву.

Здесь святыню поместили в великолепном Свято-Покровском соборе, расположенном на Красной Площади, рядом с Кремлем. Назывался он раньше Покровский собор на рву и был возведен в середине шестнадцатого века в царствование Ивана Грозного в честь победы русского войска над Казанским ханом гениальными русскими зодчими Бармой и Постником. Но в обиходе верующие называли его просто храмом Василия Блаженного, в честь великого московского святого - юродивого Василия, похороненного у церковных стен.

Несколько лет пребывали мощи младенца Гавриила в усыпальнице этого знаменитого собора. (К сожалению, некоторые польские источники об этом периоде просто не упоминают.)

Настоятелем его был протоиерей Иоанн Восторгов, убежденный патриот, монархист, друг царской семьи, выдающийся богослов, верный сын Православной Церкви. Отец Иоанн всем сердцем полюбил мученика-младенца Гавриила. Каждую неделю служил ему молебны на Красной площади, произносил страстные проповеди, зажигая сердца своих прихожан, рассказывал правду о мученической кончине святого ребенка.

Возможно, уже тогда прозревал отец Иоанна скорую трагическую кончину еще одного безвинного мальчика- наследника Российского престола, царевича Алексия, ныне причисленного к сонму новомучеников Российских.

Наступали страшные кровавые времена. Власть в России захватили большевики. И власть эта была не от Бога. Невежественные, малограмотные, жаждущие власти комиссары запрещали православным посещать храмы, молиться у любимых икон, поклоняться святым мощам. Из Москвы изгоняли, ссылали, расстреливали лучших православных иерархов. В течение нескольких лет в России было убито более двадцати тысяч священников и монахов. По ложному обвинению в антибольшевистской и антисемитской пропаганде 20 апреля 1918 года, в день памяти святого Гавриила, после литургии в своем соборе был арестован отец Иоанн Восторгов. Наверное, на небесах они уже были связаны незримыми нитями. Арестован был также весь клир храма, включая церковного сторожа. Собор Василия Блаженного закрыли.

В августе 1918 года московский Златоуст, протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян.

Большевистский шабаш продолжался. Началась охота за святыми мощами. Веками почитаемые православным народом святыни, бывшие для них «честнее драгоценных камней и дороже золота», были выброшены из храмов, осквернены или сданы в атеистические музеи и архивы. Не избежали сей печальной участи и мощи св. младенца Гавриила.

В 1919 году началась всероссийская кампания по уничтожению святых мощей. Были кощунственно вскрыты раки с мощами блгв. князя Александра Невского, прп. Сергия Радонежского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Тихона Задонского. В Соборе Василия Блаженного вскрыли ковчежец с мощами св. младенца Гавриила и отправлен на хранение в... уголовный музей главного управления внутренних дел Москвы.

То же самое произошло в тридцатых годах с частицами святых мощей младенца Гавриила в Свято-Троицком монастыре в Слуцке, где безграмотные комиссары назвали реликвию «куклой». Монастырь был ликвидирован, а мощи переданы в музей атеизма в Минске.

В военное лихолетье было уже не до атеистической пропаганды. В 1942 году православные минчане сумели, рискуя жизнью, забрать мощи младенца Гавриила, поместить в деревянный ковчежец и спрятать в подземелье женского монастыря Преображения Господня. Несколько лет вдали от людей, в темноте, в запустении и сырости хранился там маленький деревянный ковчежец. Но мощи не пострадали.

После войны странствия младенца-мученика Гавриила продолжились. На этот раз он отправился в древний город Гродно, расположенный на восточной границе с Польшей. Там в Покровском монастыре его мощи пребывали целых пятьдесят лет, окруженные благоговейным почитанием верующих. Казалось, так будет всегда, но...

Все в мире происходит по Божьей Воле. Мощам святого младенца Гавриила было суждено вернуться на родную Белостокщину. Произошло это благодаря многолетним усилиям нынешнего митрополита Варшавского и всея Польши Саввы.

Православные Гродно признали историческую необходимость возвращения мощей на родину. 21 сентября 1992 года в один из главных христианских праздников – Рождества Божией Матери – тысячи людей со слезами на глазах простились с благодатными мощами младенца-мученика в Пречистенском монастырском храме.

Потом многотысячный крестный ход проводил реликвию из Гродно до польской границы. А там в городке Кузницы встречали святые мощи восемь архиереев, двести пятьдесят священников и более ста тысяч православных. Особенно много было детей и подростков, считавших мл. Гавриила своим небесным покровителем. С великими почестями крестным ходом были перенесены святые мощи в Свято-Никольский собор города Белостока, откуда почти восемьдесят лет назад они начали свой многотрудный путь по городам и весям. На поклонение св.мощам младенца съезжались теперь православные паломники со всей Европы.

Послушание у мощей несли сестры нового Рождество-Богородичного монастыря, открывшегося в январе 1993 года. Именно ему предстояло стать главным центром православия в Польше и принимать сотни паломников из России, Белоруссии, Украины и со всей православной Европы.

Игуменией новой обители стала сестра Анастасия, принявшая постриг в Покровском православном монастыре во Франции в местечке Буси эн Оте в Бургундии. Монастырь этот был создан в 1946 году по благословлению митрополита Евлогия (Георгиевского). Смиренная монахиня из Польши постигала там основы монастырской жизни, чтобы потом на родине послужить новому монастырю.

7 мая 1993 года было произведено торжественное освящение монастырского дома в епархии святого пророка Илии в Белостоке в Дойлидах. Там и поселились временно сестры, быстро завоевав любовь окружающих их людей своей доброжелательностью, скромностью, высокой духовностью и любовью к ближним. Место это было выбрано не случайно. Дойлиды были собственностью знаменитого православного рода Ходкевичей, связанного с властителями Красностока Тышкевичами. Гжегож Ходкевич был основателем Дойлидской церкви Рождества Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии. Новый монастырь стал духовным преемником знаменитой Красностокской женской обители, (ныне Ружаносток, местность, расположенная вблизи Домбровы Белостокской) одной из самых больших и знаменитых в конце девятнадцатого века еписком Бельским, наместником Супрасльского монастыря. Вторая копия чудотворной иконы была передана в июле 2003 года в Жировицкий монастырь.

НЕУСТРАШИМЫЕ ПОДВИЖНИЦЫ.

Важные перемены в строительстве сел и деревень наступили в правление королевы Боны, получившей огромные владения в Великом Княжестве Литовском. Касались они строительства сел и деревень. По распоряжению королевы была проведена земельная реформа, в соответствии с которой новые населенные пункты, строились уже не хаотично и бессистемно, а возводились по утвержденным правительством планам. Первые из построенных по новым правилам деревень находились у входа в пущу трех дорог, соединяющих Литву с Польшей. На пути из Нового Двора в Гоньондз лежали деревни Ячно, Шостаки, Домброва и Кшивый сток, который потом войдет в историю под названием Ружаносток, а позже – Красносток и сыграет большую роль в истории церкви.

Создание первой гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы церковные историки датируют 1506 годом. Деньги на ее строительство пожертвовал князь Михаил Глинский. На средства короля Сигизмунда при церкви содержали богадельню для вдов и сирот. В 1633 году митрополит Вениамин Руцкий поселил при церкви четырех базилианских монахинь с игуменьей Василисой Сапегой. Через несколько лет усердные молитвенницы получили землю, на которой построили новый храм и возвели жилые постройки. К сожалению, сильный пожар уничтожил плоды их трудов и пришлось начинать все заново.

Польские историки, пишущие о Ружаностоке, обычно не вспоминают о существовавшей тут древней православной церкви, для них история начинается с 1659 года, со строительства там первого деревянного костела. Земли эти были собственностью богатого и знатного рода князей Тышкевичей, исповедовавших православие. Первые Тышкевичи вышли из Киевской Руси.

Один из них – Василий – был воеводой Подлесья. За свой категоричный отказ присягнуть на верность польской короне он был на Любельском Сейме лишен этой важной должности. Именно Василий Тышкевич и построил в Кривом стоке /Красностоке/ первую православную церковь, появившуюся там много раньше католического костела.

О генеалогии этого знатного многочисленного рода во всех подробностях рассказывает церковный историк, отец Григорий Сосна.

Возникновение Красностокского монастыря было связано с чудотворениями иконы Божией Матери, принадлежавшей Тышкевичам. Происхождение этого чудесного образа во многом остается тайной. В изданном в 2009 году в Варшаве монументальном исследовании Ярослава Харкевича «Тобою радуется», посвященном православным иконам Божией Матери, сообщается, что история Красностокской иконы берет начало с середины XVI века. Тогда она была собственностью московского княжеского рода Урусовых и передавалась из поколения в поколение по женской линии. Икона была подарена древнему и знатному роду Тышкевичей герба Лелива во время военного похода Урусова на Литву.

Ефросиния Тышкевич всей душой полюбила необычную икону Пресвятой Богородицы. Сделана она была во времена царя Алексея Михайловича в виде складня, запиравшегося медными застежками. На боковых частях складня были написаны еще две иконы. Все части складня были написаны кипарисовых досках в темных тонах. Поскольку размеры иконы были относительно невелики /всего 70 сантиметров в высоту и примерно столько же в ширину/, по благословению своей глубоко верующей жены Феликс Тышкевич брал икону с собой во все военные походы. Несколько раз чудесный рбраз спасал его жизнь.

Но чтобы их дом в это время не оставался без покровительства Божией Матери, супруга Феликса богобоязненная Ефросиния, происходившая из известного литовского рода Сологубов, заказала в Гродно копию иконы у известного художника, немца по происхождению, Иоганна Яна Шретера. Тот сделал несколько копий и предложил их на выбор Ефросинье. Ей больше всего понравилось изображение, сделанное на полотне, которое и было княгиней в ее спальне. Так в Ружаностоке оказались две чудотворные иконы Божией Матери, одинакова почитаемые верующими. Одна была написана на кипарисовой доске, другая на полотне. Семь лет спустя перед копией иконы, помещенной в спальне Ефросинии Тышкевич внезапно сама по себе загорелась лампадка. Чудо повторялось еще трижды в течение нескольких дней. И было воспринято как знак с небес, указующий, что икону надо открыть для верующих. После этого Ефросиния украсила икону восемью венками из роз и перенесла ее в гостиную, поставив там небольшой алтарь. Вскоре у иконы начались исцеления недужных.

Вторгнувшиеся в Речь Посполиту шведы забрали у Тышкевича оригинал иконы и пытались сорвать с нее драгоценные украшения, а саму икону бросили в колодец. Но были жестоко наказаны. У одного солдата немедленно оказалась парализованной рука, а шестеро других мародеров тут же ослепли.

С этого времени и оригинал /по-польски «первовзор»/ и копию этой стали почитать, как чудотворные. Уже в 1677 году вышла в свет книга, описывающая чудотворения Матери Божией Ружаностокской.

Обе иконы поместили в доминиканском монастыре в Красностоке, где они оставались до 1867 года. В монастыре висели портреты основателей обители, супругов Тышкевичей. На портрете Ефросинья держит в руках оригинал Красностокской иконы Божией Матери. Празднование ее приходится на введение во храм Пресвятой Богородицы, а копии иконы на день Пресвятой Троицы.

В начале восемнадцатого века копия Красностокской иконы Божией Матери была прославлена высшим римо-католическим духовенством и по-польскому обычаю коронована так же как Ченстоховская и Супрасльская иконы Божией Матери.

Политическая ситуация в Речи Посполитой резко менялась. После второго и третьего разделов Польши начинается падение ненавистной православным Брестской унии. В Православие вернулись почти полтора миллиона верующих, более полутора тысяч священников и две тысячи шестьсот храмов. На состоявшемся в 1839 году Соборе униатских епископов было принято решение о воссоединении униатов с Православной церковью. В резолюции императора Николая I на решение Святейшего Синода по этому поводу было написано лаконично и ясно: «Благодарю Бога и принимаю». В 1843 года базилианская обитель была преобразована в православный Рождество-Богородичный женский второклассный монастырь.

Тогда из Оршанского монастыря митрополит Иосиф Семашко переселил в Гродно четырех сестер с игуменьей и шестью послушницами.

Но уже в 1863 году началось новое польское восстание и вновь католики убивали мирных людей только за то, что те были православными. Только в Гродненской губернии были зверски замучены 43 православных священника.

После подавления восстания Ружаностокский монастырь был оставлен за штатом и вскоре закрыт. Вскоре был закрыт и Ружаностокский костел, бывший в период польских восстаний центром националистического сопротивления.

По указу императора Александра II все здания бывшего доминиканского монастыря были переданы православной церкви. Тогда-то обе иконы Красностокской Божией Матери вернулись в Православие. Был перестроен и знаменитый собор апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где находились иконы, а затем освящен брестским епископом Игнатием. С тех пор местность, собор и обе иконы стали называться Красностокскими. В Красностокской епархии было в то время 982 верующих.

Почитание, воздаваемое верующими обеим иконам Царицы Небесной, не уменьшалось. Оригинал иконы поставили на алтаре и во время больших церковных праздников, его выносили на середину храма. Гродненский и Брестский епископ Михаил пожертвовал для украшения ризы иконы драгоценные камни.

Копия Красностокской иконы Божией Матери находилась на колонне за левым клиросом. 8 сентября 1877 года оригинал иконы обильно замироточил.

Красностокский женский монастырь находился в 28 верстах от Гродно, где уже в двенадцатом веке стояли православные храмы. Насельницам его предстояло совершить труднейшую миссию духовного возрождения и просвещение обедневшего, истерзанного междоусобицами и религиозными распрями древнего края.

Несмотря на огромный авторитет обители положение его было ужасным. Прямо у монастырских ворот предприниматели-униаты поставили две табачные фабрики, постоянно окутывающие святую обитель зловонным дымом, вокруг были грязь и запустение, оскорбляющие чувства верующих.

Посему 29 июля 1900 года Священный Синод Российской империи принял решение перенести Рождество-Богородичный монастырь в местечко Красносток.

Шестого сентября 1901 года двадцать монахинь и более ста послушниц вышли крестным ходом с чудотворными иконами из Гродно и направились по понтонному мосту через реку Неман к Красностоку.

Со всех сторон словно ручейки в огромную реку вливались в их крестный ход православные из различных приходов. На следующее утро после Божественной литургии Владыка Иоаким освятил новые монастырские здания сестер-просветительниц. Находясь на границе двух миров, двух религий, им предстояло духовно просвещать и образовывать жителей своего края. На торжественном открытия Красностокской обители собралось более двадцати тысяч человек. Государь-император Николай II лично пожертвовал на строительство обители пять тысяч рублей. Внес свою лепту в создание монастыря и праведный Иоанн Кронштадский, афонские монахи передали сестрам икону вмч. Пантелеймона с частицей его святых мощей.

Настоятельницей монастыря стала матушка Елена, бывшая ризничная Леснинской обители, в миру Ольга Алексеевна Коновалова, родившаяся в июле 1867 года в Москве в семье почетного гражданина столицы Алексея Васильевича Коновалова и его жены Елисаветы Петровны. В Санкт-Петербурге Ольга с серебряной медалью закончила Мариинскую женскую гимназию, затем Высшие женские педагогические курсы и... стала послушницей Леснинской женской обители, пройдя в ней самые различные послушания от садовницы и пасечницы до заведующей иконописной мастерской и монастырской библиотекой. Только спустя девять лет приняла она монашеский постриг.

При игумении Елене Красностокская обитель духовно расцветает, становится центром религиозного, культурного и профессионального обучения Гродненского края. Созданы школы для детей и взрослых, педагогическое и сельскохозяйственное училище, дававшее диплом агронома. Построена бесплатная гостиница для паломников, художественные и иконописные мастерские, народная чайная, библиотека и больница, в которой лечили и православных, и католиков.

Были здесь животноводческие фермы и прекрасно обработанные поля. На всероссийских выставках женский монастырь получал высшие награды за агротехнические нововведения. На первом месте стояли духовность и благотворительность! Особым вниманием окружили приют для православных девочек, насчитывающий до шестисот воспитанниц. Здесь готовили не только образованных женщин, но и духовных подвижниц, мужественных и терпеливых жен и матерей. В монастыре подвязалось более трехсот сестер. Это был целый православный город!

Для того, чтобы успеть выполнить свои многочисленные и разнообразные послушания монахиням были необходимы железная дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей, осознание своего долга перед сотнями верующих, полное самоотречение. Это как раз те бесценные качества, которых так не хватает нам сегодня, и которые откровенно и цинично девальвирует бездуховное общество современных предпринимателей.

Помогал опыт игуменьи Елены, полученный в знаменитой Леснинской обители. Где высокая духовность, интеллект, блестящее образование сочетались с постоянным тяжелейшим физическим трудом во Славу Божию и для расцвета любимой обители. Именно эта уникальная «леснинская закваска» давала настоятельнице справляться с гигантским объемом возложенных на нее обязанностей.

Первым священником и духовником Красностокского женского Рождество-Богородичного монастыря стал отец Ярослав, будущий священномученик Ярослав Исаакович Савицкий, расстрелянный восьмого декабря 1937 года на подмосковном бутовском полигоне. В тот день в Бутово расстреляли еще 474 человек.

На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года протоиерей Ярослав Савицкий был прославлен в числе 120 новомученников российских. Сегодня он святой не только русской, но и польской православной церкви, ведь небольшое село Пюхлю, где родился батюшка и находился Красностокский монастырь, которому он служил верой и правдой, находятся на территории Речи Посполитой.

Но вернемся в далекий 1915 год. В первых числах февраля Красностокский монастырь почти в полном составе был отправлен в Москву. В одиннадцати вагонах, разместилось более пятисот сестер, чудотворные иконы, громадные паникадила, колокола, мебель, оборудование мастерских, сельскохозяйственный инвентарь и даже коровы и лошади. Везли матушки и прекрасные семена овощей и цветов. Даже не предполагая, как нужны они окажутся им позже в большевистской России.

Вместе с монахинями выехал и священник Ярослав Савицкий со своей семьей, и всецело преданный обители диакон Иаков Ференец, а также отец Николай Семеняко. С августа 1911 года бывший преподавателем Закона Божьего в приюте Красностокского монастыря. Впоследствии в Москве он принял постриг с именем Феофан. В 1930 году был хиротонисан во епископа Минского, а спустя 4 года стал архиепископом. Управлял Витебской епархией. В 1937 году был арестован, приговорен к восьми годам, отправлен в Хабаровский Дальлаг и, по постановлению тройки НКВД расстрелян там.

Чудотворные иконы Красностокской Божьей Матери остались за пределами Польши.

В Москве красностокских беженцев разместили сначала в Епархиальном училище и в нескольких монастырях. А после февральской революции отправили в подмосковную Свято-Екатерининскую Пустынь. Это место стало для них роковым.

Шли невиданные с древнейших времен гонения на православную церковь. К 1921 году в России было закрыто 722 монастыря, расстреляны тысячи монашествующих. В декабре 1919 года местные власти объявили о закрытии Екатерининской пустыни.

Единственной возможностью сохранить монастырь была организации на его территории сельско-хозяйственной артели. В ней поселились 164 монахини, прекрасно знающие сельскохозяйственное дело и умеющие работать. Матушки пилили лес, корчевали пни, пахали на себе землю. И вскоре кормили всю округу. Но гонения продолжались.

Игуменью Елену с сестрами арестовали и выслали в Казахстан. Возвратившись в 1934 году в Россию, она поселилась в Малоярославце. Сюда к ней прибывали со всех сторон чудом уцелевшие красностокские сестры.

Спустя три года игуменья Елена перешла в вечную жизнь. Только немногим монахиням удалось вернуться на родину. Погиб в лагерях и мужественный диакон Иаков Ференец. Святые красностокские мученики еще ждут своего прославления.

В 1960 году советские власти приняли решение о закрытии женского монастыря в Гродно и переселении немногочисленных оставшихся монахинь в Жировицкий монастырь. Игуменья Гавриила забрала с собой в Жировицы две чудотворных иконы - оригинал Красностокской иконы Божией Матери и Владимирскую икону Божией Матери.

В 1990 году оставшиеся в живых 10 сестер вместе со своей главной святыней -оригиналом Красностокской иконы Божией Матери переехали в Полоцкий монастырь Преображения Господня. Там древний образ пребывает по сей день.

В канун Рождества Пресвятой Богородицы вернулась в монастырь в Гродно и мироточивая чудотворная икона Владимирской Божией Матери. А копия чудотворной Красностокской иконы с 1931 года и по сей день находится в подмосковном селе Ермолино в Никольском храме древней Екатерининской пустыни.

В 1995 году нынешний Предстоятель польской православной автокефальной церкви освятил крест и место под новую церковь и монастырских зданий, а через год 3 мая в день памяти мученика-младенца Гавриила состоялась торжественная закладка камня под строительство церкви в его честь. В маленькую деревушку Зверки пришла новая жизнь. В строительстве обители принимали добровольное участие сотни православных людей. Вырос монастырь Рождества Пресвятой Богородицы очень быстро. Трудно поверить, но в следующем году ему исполнится уже десять лет.

Сейчас в нем находится копия чудотворной Красностокской иконы Божией Матери, написанная специально для монастыря владыкой Григорием (Харкевичем),

Мощи младенца-мученика, наконец-то, обрели покой в родных Зверках, как и положено по православным канонам.